?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Патриарх.jpg

Высказывания Патриарха Кирилла весьма интересны, к ним стоит относиться внимательно. Ниже - слова обращения к участникам братской трапезы (а читай, ко всем прихожанам) в Донском ставропигиальном монастыре г. Москвы 4 декабря 2015 года. Немного дополню своими комментариями, цель которых, скорее, опорные точки для размышлений, а не выводы.


«На протяжении столетий Церковь наша была лишена возможности развивать свое служение, с тем чтобы иметь возможность максимально эффективно отвечать на чаяния людей, — сказал, в частности, Святейший Владыка. — И если бы в течение последних трех веков Церковь действовала так же свободно, как сегодня, не согласуя ни с властями, ни с общественными силами принятие кадровых решений, внесение изменений в свою структуру, создание церковных учреждений, то, наверное, не было бы и тех трагедий, через которые прошел наш народ».

Речь здесь идет о взаимодействии государства и Церкви, об ответственности Церкви перед народом, а точнее о том, что Церковь не должна быть подчинена государству. Под "последними тремя веками", видимо, имеется в виду период после церковной реформы патриарха Никона и последовавшей за ней через примерно полвека реформой Церкви, проведенной Петром I.

«Мы иногда идеализируем дореволюционное прошлое, концентрируя нашу критику только на советском времени. Но его бы не было, если бы не тяжелейшие ошибки предыдущих столетий, главная из которых — лишение Церкви возможности свободно обращаться к своему народу, равно как и возможности находиться в диалоге с властью. Одна из причин революционных потрясений и заключалась в том, что Церковь перестала восприниматься как совесть народа», — продолжил Предстоятель.

То есть, как я понимаю слова Патриарха, на Церкви тоже лежит ответственность за кризис в стране, приведший к революции в 1917-м. Однако вопрос: кто именно лишил Церковь возможности обращения к народу и диалога с властью? Ну и насчет идеализации я выделила особо. Заблуждения о "России, которую мы потеряли" иногда достигают шизофренического абсурда.

«Церковь была подчинена государству, и даже епископов назначали светские чиновники, — напомнил Святейший Патриарх Кирилл. — Когда Александр I решил утвердить князя Голицына в должности обер-прокурора Святейшего Правительствующего Синода, тот открыто возразил государю: "Какой же я обер-прокурор? Вы же знаете, что я не имею веры". Однако и это не помешало императору все же назначить князя Голицына на пост обер-прокурора».

Тут выходит, что виноват император, самодержец.

«Церковь нуждается в свободе — свободе принятия решений — именно для того, чтобы сохранять свой духовный потенциал, помогать и власти, и народу выходить из кризисных ситуаций, развивать взаимодействие и соработничество, укреплять силу народа, изгоняя из жизни все неправедное и греховное, все то, что разлагает нравственные основы бытия», — заявил Святейший Владыка.

Очень хорошие слова, а каким образом сейчас Церковь помогает власти и народу выходить из кризисных ситуаций? Я не к тому, что не помогает, а просто. Хотя, пожалуй, Патриарх воспринимается в "связке" Путиным.

«Сегодня мы имеем великое счастье жить в стране, где Церковь обладает полной свободой, и полагаю, в мире немного государств, о которых можно сказать то же самое. В некоторых странах все как будто вполне свободно и демократично, но только попробуй пойти против течения — в порошок сотрет пресса, а то и полиция», — подчеркнул Патриарх, напомнив о недавнем аресте судьи в одном из американских штатов за отказ регистрировать однополый брак.

Такой реверанс в сторону государства. Хотя да, по части западных "толерантностей" - тут власть, общество и Церковь пока созвучны.

«Быть может, нам нужно было пройти через все — через кровь, через тяжелейшие испытания, через беспамятство, а в 2000-е годы для многих — и через искушение деньгами, — чтобы именно в эту эпоху, в которую мы с вами вступили, обрести способность не просто созидать свою внутреннюю духовную жизнь, но на основании Божиего закона строить общественные отношения и укреплять единство нашего народа», — сказал Святейший Владыка.

То есть православным стоит думать не только о собственной душе, но и о том, что происходит вокруг. В общественно-политической жизни, например.

«Думаю, опыт Советского Союза, великой страны, обладавшей несметными богатствами, но не достигшей поставленной цели только потому, что из жизни государства и народа был вычеркнут Бог, должен многому нас научить. Молитва, вера, благочестие должны быть в центре жизни людей в масштабах всей страны. Тогда и все остальное будет успешным», — заключил Предстоятель Русской Православной Церкви.

Согласна. Отсутствие высоких смыслов, последствия этого отсутствия и необходимость обретения смыслов - суть нашего времени.

Источник: официальный сайт Московского Патриархата
Фото с сайта: donskoi.org

Tags:

Comments

baef
Jan. 19th, 2016 01:30 pm (UTC)
С удовольствием, друг мой Гаврила Задов, однако, наша с вами беседа начнётся тогда, когда вы расскажете честному народу, для чего вы живёте на этом свете и что будете делать когда попадёте на свет так сказать тот?

Profile

yurgita
Юргита

Latest Month

January 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel