?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



16 октября в Челябинске, в Центральной городской библиотеке имени Пушкина, состоялась встреча читателей с писателем Мариэттой Чудаковой. Мариэтта Чудакова - литературовед, председатель Всероссийского булгаковского фонда, автор многих книг, специалист по литературе советского периода. Заявленной темой встречи был актуальный вопрос: «Литература в школе: читаем или проходим?». Именно так называется одна из книг писательницы.


Несколько лет назад я, увидев эту книгу в популярном интернет-магазине, заинтересовалась ею. Однако небольшой фрагмент текста, опубликованный в разделе интернет-магазина, меня, скажем так, весьма шокировал: автор пишет, что советская власть «десятилетиями обламывала литературу в школьном преподавании на свой лад, навсегда отвращая от Пушкина и Лермонтова». А далее сравнивает идеологическую, в ее понимании, обработку литературы со...статуей «Родина-мать» на Мамаевом кургане.

«Нахлобученная на курган, она господствует над огромным пространством и лишает тех, кто идет к кургану, возможности сосредоточения. Подавляя естественные личные чувства, эта фигура инопланетного масштаба навязывает людям, появляющимся в радиусе ее воздействия, общее для всех возбужденное изумление перед масштабом содеянного: ишь ты! вот это да! Перед нами – чистая величина. Без мысли, без эмоций, почти физически угнетающая».

Комментировать цитату я даже не буду. Однако, решив сходить на встречу с Мариэттой Чудаковой, я все же надеялась услышать что-то интересное о литературе. Мои ожидания не оправдались. Но обо всем по порядку.

В зале библиотеки Пушкина собралось, пожалуй, около ста человек: библиотекари, в том числе школьные, учителя русского языка и литературы, школьники и просто читатели (из таких, возможно, я была одна, но утверждать не буду). Здесь нужно сделать отступление и сказать, что мероприятие являлось частью V литературного фестиваля «Открытая книга», организатором которого выступил Челябинский физико-математический лицей №31 при поддержке управления образования города.



Мариэтта Чудакова начала с рассказа о проблемах сельских библиотек. Говорила о крайне скудном, в некоторых районах полностью отсутствующем, финансировании. Сама она в течение постсоветских лет ездит по библиотекам и привозит туда книги.

Одна из книг писательницы называется «Егор» и посвящена Егору Гайдару. По мнению Чудаковой, Гайдар является одной из самых выдающихся личностей ХХ века, а его заслуги перед Россией не оценены по достоинству. Задача книги «Егор» - помочь учителям-историкам изучать 90-е годы. В течение последних пяти лет при поддержке фонда Гайдара и фонда Ельцина проводится конкурс библиотекарей «Время Гайдара», по книге «Егор» пишут сочинения школьники.

О Светлане Алексиевич, получившей Нобелевскую премию по литературе, Чудакова отозвалась положительно, выразила негодование в связи с поношением Алексиевич и назвала выдуманным ругательством слово «русофобия». Надо сказать, что в своей беседе с собравшимися в зале Мариэтта Чудакова использовала выражения типа «тупость моих сограждан», «тут, надеюсь, собрались здравомыслящие люди» и тому подобное.

В заключительной части беседы писательница представила аудитории книги, в числе которых, помимо упомянутой книги «Егор», были:

  • «Цена победы» - письма Виктора Астафьева о войне;

  • «За нашу и вашу свободу» - книга о советских диссидентах, переведенная с французского языка;

  • Книга о Катыни (в связи с ней было упомянуто польское посольство)


И вот тут я подхожу к самому главному. Беседа Чудаковой с читателями длилась два часа. За два часа непосредственно литературе и русскому языку было уделено самое большее минут тридцать (эта часть полностью изложена в одной из публикаций о состоявшемся мероприятии, об остальном не сказано ни слова). Большая же часть монолога состояла из полного набора антисоветских штампов. Было упомянуто и о Солженицыне (с очередной ремаркой «тут ведь умные люди собрались»), и о бездарном руководстве и чрезмерных жертвах во время Великой Отечественной, и о том, что слово «раскулаченные» нужно брать в кавычки, ведь на самом деле они были просто работящими крестьянами.

О пути России было сказано так: «До сих пор 86 или 90 процентов поддерживают то, благодаря чему от нас все отвернулись, кроме КНДР и Зимбабве». И о том, что мы должны выбрать: «либо мы часть Европы, либо мы часть Азии».

Еще пара цитат. О советской идеологии «классическое»: «идея, требующая миллионы жертв». О расстреле парламента в 1993 году: «сейчас бы подписала, не моргнув глазом».

Однако ключевыми, на мой взгляд, были следующие слова, сказанные в связи с книгой о Катынском расстреле: «Это мы их убили. Когда-то нужно признать преступления, сколько можно ходить по кругу». И сказано это, конечно, о советской истории в целом. Вот она, десоветизация: вся Россия - большая Катынь.

И последнее. Читатели могли письменно задать вопрос из зала, всего было задано четыре вопроса. Три из них касались преподавания литературы, а в четвертой записке был вопрос об отношении Мариэтты Чудаковой к монументу «Родина-мать». Писательница ответила на этот вопрос теми же словами, которые я привела в начале заметки. Что фигура подавляет, противоречит законам физиологии и так далее. «Вот Неизвестный, - сказала Чудакова - что не сделает, все к месту. А Вучетича - верю, что когда-нибудь снесут».

Вот так, дорогие граждане. О том, что над Россией хотят вершить суд, говорилось уже не раз. И беседа в зале челябинской библиотеки, как ни странно, в точности говорит мне о том же самом.

P.S. Рекомендую к прочтению статью «Только лжец «не видит» подготовки суда над Россией»

Comments

( 459 comments — Leave a comment )
Page 1 of 12
<<[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] >>
zhenyamahin
Oct. 17th, 2015 04:59 pm (UTC)
Она, если я не ошибаюсь, специалист по творчеству Булгакова?
yurgita
Oct. 17th, 2015 05:05 pm (UTC)
Да.
(no subject) - frezzi_grant - Oct. 18th, 2015 04:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Андрей Журавель - Oct. 19th, 2015 12:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - da_het - Oct. 19th, 2015 04:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Андрей Журавель - Oct. 19th, 2015 08:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - da_het - Oct. 19th, 2015 08:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Андрей Журавель - Oct. 19th, 2015 09:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - da_het - Oct. 19th, 2015 09:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Андрей Журавель - Oct. 19th, 2015 09:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Миха Л - Oct. 22nd, 2015 02:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Вячеслав Матузов - Oct. 18th, 2015 06:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zhenyamahin - Oct. 18th, 2015 07:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yurgita - Oct. 19th, 2015 06:43 am (UTC) - Expand
maria_vy
Oct. 17th, 2015 05:02 pm (UTC)
Когда нас прекратят учить жить такие вот антинародные и малоинтересные индивидуумы как эта писательница?
yurgita
Oct. 17th, 2015 05:08 pm (UTC)
Наверное, когда аудитория будет не молча их слушать, а пресекать в самом начале. Справедливости ради - один мужчина с ней все же заспорил, на пассаж "нас поддерживает только Зимбабве" сказав, что нас поддерживает пол-мира.
(no subject) - uilenspieg - Oct. 18th, 2015 10:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - yurgita - Oct. 18th, 2015 12:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - jw_org - Oct. 18th, 2015 01:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - spir_i_don - Oct. 18th, 2015 08:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - milf3812 - Oct. 18th, 2015 11:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - das_foland - Oct. 19th, 2015 06:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - yurgita - Oct. 19th, 2015 06:47 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - ntlntl - Oct. 19th, 2015 12:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Ivan Petrov - Oct. 28th, 2015 08:26 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - vital373 - Oct. 19th, 2015 01:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - das_foland - Oct. 19th, 2015 06:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - seatrotter - Oct. 20th, 2015 07:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - Миха Л - Oct. 22nd, 2015 02:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - petr7 - Oct. 26th, 2016 05:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - uberipuzo - Oct. 18th, 2015 01:10 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - uberipuzo - Oct. 18th, 2015 02:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alika471 - Oct. 18th, 2015 02:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mavrrr69 - Oct. 19th, 2015 06:03 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - vladahapov - Oct. 18th, 2015 07:24 pm (UTC) - Expand
vedmed1969
Oct. 17th, 2015 05:07 pm (UTC)
тоже Нобелевку хочет? :)
yurgita
Oct. 17th, 2015 05:09 pm (UTC)
Не иначе :)
(no subject) - petr7 - Oct. 26th, 2016 05:43 pm (UTC) - Expand
alnewer
Oct. 17th, 2015 05:27 pm (UTC)
Какая отвратительная рожа
yurgita
Oct. 17th, 2015 07:03 pm (UTC)
О человеке стоит судить по его делам :)
(no subject) - galaat - Oct. 18th, 2015 06:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - finance_man - Oct. 19th, 2015 04:17 am (UTC) - Expand
Судя по ее харе - cucundra69 - Oct. 19th, 2015 07:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - nikoberg - Oct. 19th, 2015 08:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - yak_3 - Oct. 19th, 2015 01:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - milf3812 - Oct. 18th, 2015 11:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kildozer - Oct. 18th, 2015 11:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alnewer - Oct. 19th, 2015 07:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - kildozer - Oct. 19th, 2015 01:52 pm (UTC) - Expand
dubna_petrov
Oct. 17th, 2015 05:49 pm (UTC)
Хороший обзор, спасибо!

И как реагировала аудитория? Неужели все благожелательно слушали?
yurgita
Oct. 17th, 2015 07:12 pm (UTC)
Школьники сидели в своих телефонах, на втором часу слиняли. Некоторые учителя кивали на словах о Солженицыне и "тут ведь умные собрались". Не было ни выраженного неприятия, ни оваций не было. Честно говоря, было скучно. Хотя интересно рассказывать ведь можно независимо от политических взглядов. Часть слушателей в течение второго часа ушла. После окончания выступления педагоги потянулись к столу Чудаковой, так как она говорила, что раздаст книги.
(no subject) - Эмма Николаева - Oct. 23rd, 2015 11:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - yurgita - Oct. 23rd, 2015 11:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - Oberlieutenant Kize - Jul. 28th, 2017 02:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - petr7 - Oct. 26th, 2016 05:48 pm (UTC) - Expand
alhambra13
Oct. 17th, 2015 06:48 pm (UTC)
1-где она будет выступать в следующий раз?хочу плюнуть ей в хлебало
yurgita
Oct. 17th, 2015 07:20 pm (UTC)
Не знаю. Я случайно увидела анонс о ее выступлении за день. В интернете анонсы должны появляться. Но лучше бороться словами.
(no subject) - bip_s - Oct. 19th, 2015 05:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - alco659 - Oct. 19th, 2015 07:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - bip_s - Oct. 19th, 2015 09:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - mavrrr69 - Oct. 19th, 2015 06:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - prezident_ej - Oct. 19th, 2015 03:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - petr7 - Oct. 26th, 2016 05:52 pm (UTC) - Expand
dondenchik
Oct. 17th, 2015 07:02 pm (UTC)
а экстремизма в ее речи не было? Запись есть? С такими надо только через прокуратуру бороться. Задолбали они уже.
yurgita
Oct. 17th, 2015 07:16 pm (UTC)
Записи нет. Экстремизма я не заметила. Хотя это специалист в таком вопросе должен определять.
(no subject) - milf3812 - Oct. 18th, 2015 11:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kildozer - Oct. 18th, 2015 11:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dondenchik - Oct. 20th, 2015 07:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - seatrotter - Oct. 20th, 2015 07:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - dondenchik - Oct. 20th, 2015 07:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - Миха Л - Oct. 22nd, 2015 02:40 pm (UTC) - Expand
toporyshnik
Oct. 17th, 2015 07:22 pm (UTC)
Говорить, что «Вучетича...когда-нибудь снесут» (т.е. Родину-мать) может только моральный урод, враг России.
yurgita
Oct. 17th, 2015 07:26 pm (UTC)
Соглашусь.
(no subject) - premier7 - Oct. 17th, 2015 08:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - maestro_53 - Oct. 18th, 2015 07:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - yurgita - Oct. 18th, 2015 09:30 am (UTC) - Expand
Скажите спасибо - iolanta_nice - Oct. 19th, 2015 11:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - marichkakern - Oct. 18th, 2015 07:47 pm (UTC) - Expand
antiglupost
Oct. 17th, 2015 09:49 pm (UTC)
Как же эти твари достали...
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(no subject) - antiglupost - Oct. 19th, 2015 08:52 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - antiglupost - Oct. 19th, 2015 08:55 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
kolencev
Oct. 18th, 2015 12:58 am (UTC)
повторюсь про национал-предателей и либерастофф
kildozer
Oct. 18th, 2015 11:56 pm (UTC)
Re: повторюсь про национал-предателей и либерастофф
Вот уж переворачивающие вверх тормашками наш флаг- точно национал предатели
(no subject) - finance_man - Oct. 19th, 2015 04:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - loewer_fly - Oct. 19th, 2015 08:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - loewer_fly - Oct. 19th, 2015 02:23 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
yurgita
Oct. 18th, 2015 09:32 am (UTC)
А как отличить пейсателя от писателя и книгомана от некнигомана?
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(no subject) - neodissident - Oct. 18th, 2015 03:58 pm (UTC) - Expand
vaultboy7
Oct. 18th, 2015 06:31 am (UTC)
Еще бы она ее не подавляла, для того и поставлена, чтобы нечисть себя спокойно не чувствовала.
yurgita
Oct. 18th, 2015 09:32 am (UTC)
Вот точно!)
(no subject) - niosniahn - Oct. 18th, 2015 06:42 pm (UTC) - Expand
vis0tnik
Oct. 18th, 2015 06:33 am (UTC)
> О расстреле парламента в 1993 году: «сейчас бы подписала, не моргнув глазом»

Фашистка. Не удивительно, что корчится от всего Советского.
yurgita
Oct. 18th, 2015 09:34 am (UTC)
Она говорит, расстрел парламента - термин неправильный. Обстрел здания парламента. Потому что никто не погиб.
верю что -- - Александр Устинов - Oct. 18th, 2015 02:53 pm (UTC) - Expand
rcross
Oct. 18th, 2015 07:46 am (UTC)
мариете нужно срочно сменить фамилие на Смердякова, -будет куда органичнее во всех смыслах.вообще это поразительное явление-эта кошмарная жидовствующаа "творческая интеллегенция"-это просто некая социальная онкология ,которая своей омерзительной духовной чумой-принесла неисчислимые беды стране и народу-являясь прямым соучастником "живого пульсирующего пира демократии 90х "....Именно такая благообразная людоедская мразь ликовала во время расстрела белого домав93 ,визжала от восторга когда международный Игил образца95 резал головы ,кастрировал, убивал русских солдатиков- мальчишек в Чечне ,диким визгом "4й власти"- . не давая применить необходимое оружие по зарывшимся в бункера "гогдым повстанцам"...а сейчас цинично не замечая 650 погибших на Донбассе детей ,тысячи и тысячи замучанных,разорванных,изувеченных,лишившихся всего МИРНЫХ ЛЮДЕЙ - по которым работали ВСЕ самые страшные виды оружия ,кроме ядерного.Именно такие всеми фибрами своих сгнивших душ,поддерживали глумливых,кровавых нелюдей типо ходора,укравших у родины всего-ничего-эшелон в 4 экватора "скважинной жидкости".за полкопейки захвативших стратегические богатсва, устроивших кошмар 90х и планировавших уничтожение страны..список преступлений этих тварей страшен как черная дыра.В римском праве есть очень точное и емкое определение для них-ВРАГ НАРОДА..Даллесназывал их2плодом неких физиологических мутаци" .и.в "светоче"их бы очень оперативно научили бы родину любить - либо аннигилировав физически-(намедни попался очень обьемный список имен несогласных-протестующих ,которые весьма странным образом прекратили физическое существование) ,. ..либо загнав финансово, либо законодательно-свежий пример - 85 летнюю даму историка за правду -она же -"отрицание холокоста" арестовали с выбиванием дверей и наручниками и ей грозит внимание -7!!!лет ... У нас эти сгустки ядовитого смрада и зла безнаказанны.. Это в корне неправильно. Каждая смердяковская гнусь должна оборачиваться для них"активной и разнообразной благодарностью"читателей,зрителей, просто неравнодушных граждан-если невозможно привлечь законодательно.Чтобы у паразитов жизнь была под плинтусом.Во всех смыслах.. Иначе при опреденных стечениях обстоятельств не дай БОг- беда,по сравнению скоторой все 90е покажутся ласковым пионерским лагерем рядом с освенцимом..Живой наглядный пример украина -23 года работы укросмердяковщины и наслаждаемся результатом -кушаем полной ложкой не обляпываемся .В России в случае победы либерастной нелюди,-не приведи Господи, это будет страшней в разы.

Edited at 2015-10-18 07:54 am (UTC)
(Deleted comment)
(no subject) - Андрей Новый - Oct. 19th, 2015 08:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - rcross - Oct. 19th, 2015 08:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - skeptik_pozhizi - Oct. 19th, 2015 09:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - natalia_mind1 - Oct. 19th, 2015 10:19 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
qwax
Oct. 18th, 2015 07:48 am (UTC)
Дураков ссылать на Окраину где им и место
(no subject) - ackoacki - Oct. 19th, 2015 04:08 am (UTC) - Expand
Page 1 of 12
<<[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] >>
( 459 comments — Leave a comment )

Profile

yurgita
Юргита

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel