Юргита (yurgita) wrote,
Юргита
yurgita

Categories:

Челябинский «Венер»: журналисты о спорной скульптуре

В середине сентября 2014 года в Челябинске появилась весьма необычная металлическая скульптура. Человекообразный робот с обрубками рук и шестигранником вместо головы подписан именем «Венер» (Vener) и установлен возле здания главного управления архитектуры и градостроительства на улице Воровского. Постамент скульптуры стоит на плите с надписью «Россия».

Автор столь странной аллюзии на Венеру Милосскую — скульптор-металлист из Финляндии Камиль Сайфулин, сын скульптора и художника Рафаэля Сайфулина, эмигрировавшего из России в страну Суоми в 1992 году.

Отец и сын Сайфулины привезли в Челябинск не только «Венера», но и «Пролетария», сделанного из тракторной цепи. Кроме того, в следующем году планируется установить в Челябинске еще одну скульптуру Рафаэля Сайфулина - стилизованного верблюда.

То, что художественная ценность «Венера», мягко говоря, неоднозначна — очевидно. Однако интересно проследить за отзывами на скульптуру в местных СМИ и блогах.



Итак, начнем. Первая публикация о «Венере» появляется 14 сентября в ЖЖ vedmed1969. Блогер иронизирует не столько над скульптурой, сколько над местом установки:

«Мне кажется, что работа скульптора с простыми финскими именем-фамилией Камиль Сайфулин здесь вполне к месту, а особенно символизирует наших челябинских архитекторов и градостроителей отсутствие рук и маленькая шестигранная голова. Не обижайтесь, ребята, но так всё и есть :)»

DSC_0292.JPG

15 сентября о «Венере» пишут многие СМИ. Заголовки и содержание публикаций либо нейтральны, либо ироничны:

В заметках журналисты пишут, что жители восприняли новый объект искусства неоднозначно и придумывают «Венеру» различные клички.

Но вот у главы городской администрации Сергея Давыдова мнение иное. «Уралпресс» цитирует:

«Я сам еще близко к ней [скульптуре]не подходил, только из машины видел. Но люди говорят, что есть вопросы».

«Наверное, это не плохо, когда арт-объект вызывает какие-то размышления. Я так понял, что Сайфулин дал какие-то разъяснения специалистам. Если у челябинцев будет много вопросов, наверное, мы эти разъяснения обнародуем».

«Уверен, что эти работы, без всякого сомнения, европейского уровня, надеюсь, они станут украшением нашего города».

Обратим внимание на эти «наверное» и «надеюсь» в сочетании с «уверен, без всякого сомнения». Ох уж эти скульптуры, то ли есть с ними сомнения, то ли нет... Прямо как с установкой в 2011 году спорного памятника чехословацким легионерам. Напомню, тогда губернатор области Михаил Юревич сказал следующее: «Я, честно говоря, сам узнал об этом в Интернете. Видимо, муниципалитет дал разрешение. […] В такие мелочи, поверьте, я как губернатор просто не вмешиваюсь. Если муниципалитет решил установить этот памятник – да ради бога, пусть ставит памятники хоть кому».

Информационное агентство «Уралдейли», крайне критично относящееся к власти, в публикации от 16 сентября и вовсе называет «Венера» «символом дурного вкуса Сергея Давыдова» и возмущенно спрашивает «За что так с городом?»

Но вот, 17 сентября на официальном сайте администрации города появляется статья «Город труда глазами скульпторов». Из нее мы узнаем, что:

  • Авторы «стали победителями творческого конкурса «Челябинск город труда». Правда, поисковым системам о конкурсе ничего не известно;

  • «Эти философские работы высоко оценили профессионалы, но реакция простых горожан неоднозначна и вызывает вопросы, на которые ответили сами авторы». Беда с нами, челябинскими жителями. Опять недовольны — не ощущаем европейского уровня философских работ. Или философского уровня европейских работ?

  • По словам автора, «Венер – это собирательный образ рабочего человека. Главная идея композиции – сила и мощь, именно поэтому акцент сделан на торсе. Я пользовался трубами, шестернями, гайками, прутами чтобы как можно ярче выразить характер своего героя. У него есть даже сердце». Так вот он какой, челябинский рабочий! И даже сердце у него есть. А я-то думала, он примерно вот такой (Качальский С. Б. Горновой Борис Долгачев, 1980):

Горновой

В этот же день выходит заметка «Это не хлам!» на сайте «Первый областной». И здесь впервые упоминается о связи Венера и России.

Рафаэль Сайфулин:
«Венер — это олицетворение России. Россия — это мощь, сила. Это маленькая спорная скульптура, но в этой скульптуре есть ответ тем, кто считает, что Россия — слабая. Да, скульптура вызывает удивление, но это и хорошо. Городская скульптура должна заставить человека о чем-то думать. Нужны работы, которые философствуют».

19 сентября о «Венере» пишет сайт «Ураловед». Заметка не выделялась бы среди прочих, если бы не прямо-таки тревожный, острополитический финал:
«Отлить фигуру верблюда планируется в Милане, откуда его доставят на Южный Урал. Впрочем, с учетом растущих антизападных настроений и крепнущего с каждым днем железного занавеса, все еще может измениться.»

24 сентября сайт «Медиазавод» в разделе «Народная журналистика» публикует весьма критическую статью К. Ратникова «Венер? Кадавр!», где скульптура сравнивается с Троянским конем, и напоминается, что «нередко дарение осуществляется по принципу: вот тебе, боже, чего мне негоже».

Однако самая важная, на мой взгляд, из всех публикаций о «Венере» выходит на этом же сайте 25 сентября: «Какими должны быть памятники в Челябинске?»
Журналист Михаил Фонотов берет интервью у известного в городе историка и краеведа Владимира Боже. Речь в числе прочего идет и о «Венере», и здесь, впервые (!) в перечисленных публикациях, говорится о надписи «Россия» на скульптуре:

Владимир Боже: - Какой-то человек из Финляндии создает какую-то железную фигуру по имени Венер, у которой вместо головы гайка, и называет ее Россией.
Михаил Фонотов: - Владимир Стейгонович, вас эта штука раздражает?
В. Б.: - Почему раздражает? Ее надо поставить на нормальное место. И убрать надпись. Я не пойму, почему мы должны у себя дома ставить шарж на Россию.
М.Ф.: - Но, я думаю, что автор Венера своей композицией не сказал что-то внятное. Ведь должна «говорить» не надпись где-то внизу, у самого асфальта, а сама скульптура.
В.Б.: - А я думаю, что автор сказал так: вы, ребята, такие тупые, и не поймете, что это такое. А я вам сказал, что вы безрукие люди с повернутой головой, в которой ничего нет.

И здесь Владимиром Боже сказано самое главное: надписи «Россия» на подобных двусмысленных поделках — недопустимы! Особенно странно, что это «произведение» преподносится в качестве подарка гражданами другого государства. Ох, не зря автор из раздела «Народной журналистики» вспоминает Троянского коня...

Скульптуры на улицах и в парках города не должны ставиться бесцельно и бездумно — это художественные образы, символы, они должны учить прекрасному и гармоничному. Памятники на площадях — это преемственность истории, идеалы нашего народа. И люди это прекрасно понимают: так, 90% челябинцев отрицательно относятся к сносу памятников, поставленных предыдущими поколениями, и переименованию улиц, названных в честь героев нашей страны. Поэтому столь негативное восприятие челябинцами железного уродца вполне понятно. А вот тем, кто принимает решение об установке таких скульптур в городе — стоит задуматься.

Фото: А. Забачев.
Tags: искусство, культурная война
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 39 comments