?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry



Трагедия главного героя, Джо Кристмаса - белого мужчины с примесью негритянской крови - не в том только, что для белых он «нигер», а в том, что он сам не знает, кто он есть. Негры вызывают в нем почти физическое отвращение, а белые для него - не «свои». В конечном итоге Кристмас фактически идет на суицид, сдаваясь властям после убийства Джоанны Берден.

Фолкнер показывает, как постепенно, с детства, отсекаются для Кристмаса любые пути к нормальной жизни. Дед-фанатик лишает его отца и матери, убивая первого и оставляя вторую в родах без врача. Несколько лет сиротского приюта — и Кристмаса усыновляет другой фанатик, религиозный Макирхен, истязающий мальчика, дабы вбить в него божье слово. Так Кристмас навсегда остается без бога, потеряв возможность найти в нем утешение.


Первая любовь юноши, официантка из сомнительного кафе, оказывается продажной женщиной и без колебаний бросает его. Через много лет он сходится с Джоанной Берден — сорокалетней аболиционисткой, отшельницей из дома на окраине. Но связывает их не любовь, а тяжелая, неприглядная страсть.

Русскому человеку понять столь жгучую ненависть белой расы к черной сложно. Нет подобного в нашей культуре, не было в истории. Есть и у нас незажившие раны, как например Гражданская война, но это другое. Даже мотивы тех, кто помогает неграм и отстаивает их права, слишком чужды. Так, отец объясняет ребенку Джоанне, кто такие негры для белых: «Народ, проклятый и приговоренный на веки вечные быть частью приговора и проклятья белой расе за ее грехи» (...) «Проклятье черной расы - Божье проклятье. Проклятье же белой расы - черный человек, который всегда будет избранником Божиим, потому что однажды Он его проклял».

Осмыслить это сложно. Нечто подобное есть у Киплинга в стихотворении «Бремя белых». Гордыня, тяжкий труд для «дикарей», своего рода мученичество, жизнь без благодати и уважения, надежда лишь на посмертное признание заслуг — и всё ради утверждения превосходства белых.

Большинство героев романа - либо изгои, либо фанатики, либо люди, мертвые вживе. Это и дед Кристмаса, и его бабка, и та же Берден, убившая в себе женщину. Бывший священник Хайтауэр живет «уже вне жизни», пишет Фолкнер, не ощущая своего запаха «усыхающей рыхлости и лежалого белья — как бы первого веяния могилы». Единственное, что у него осталось — память о храбрости деда, убитого при налете эскадрона конфедератов на склады янки.

Перси Гримм — персонаж, введенный Фолкнером лишь в одном эпизоде — расправы над Кристмасом (имя Персиваль носил легендарный юноша, невежественный, но одаренный рыцарскими доблестями. Он отправился ко двору короля Артура и в итоге занял место за Круглым столом). Молодой офицер Гримм убежден в том, что «белая раса выше всех остальных рас, а американская раса выше всех белых, а американский мундир превыше всего человечества». Фолкнер впоследствии сказал о Гримме, что он фашист, который уверен, что «спасает белую расу, убивая Кристмаса. Я придумал его в 1931 году. До тех пор, пока Гитлер не появился в газетах, я не сознавал, что создал наци раньше, чем он» (см. статью Бориса Грибанова «Гнев и сострадание Фолкнера»).

Некоторые герои на короткое время пробуждаются к жизни, либо перед смертью переживают жажду её. Так Кристмас в отчаянной надежде бежит в дом Хайтауэра, где его настигает Гримм. Хайтауэр, пытаясь спасти «нигера», заявляет о его алиби — якобы они были вместе в ночь убийства Берден. Крик рожденного Линой младенца возвращает бабку Кристмаса на тридцать лет назад — и вот она вновь укачивает на руках мальчика — своего, как она думает, внука.

Лина — самый жизнеутверждающий, хотя и странный персонаж романа. Она упорно и неотвратимо ищет сбежавшего от нее отца ребенка по принципу «все будет хорошо». Всем встречным ее наивная и старая как мир история ясна, но все помогают ей. Наконец Лина окончательно теряет то, что искала и обретает то, чего, как кажется, не ждала. Судьба ее — жить дальше и дальше производить на свет потомство.

Действие «Света в августе» происходит в вымышленном округе Йокнапатофа в штате Миссисипи. Там же разворачиваются события еще 13 книг Фолкнера, включающих отсылки друг к другу.

Роман содержит весьма провокационные отсылки к священному писанию. В нем 21 глава, как в Евангелии от Иоанна. Главного героя, говоря по-русски, зовут Иосиф Рождество Христово. Расправа над ним, как и распятие Христа в Евангелии от Иоанна, происходит в 19 главе, Кристмасу на тот момент 33 года. Лина рождает младенца в хибарке близ бывшего господского дома, а заботится о ней Байрон Банч, ставший ребенку приемным отцом.

Роман «Свет в августе» Уильям Катберт Фолкнер (1897-1962) написал в 1932 году. В 1949 году ему была присуждена Нобелевская премия по литературе за «значительный и художественно уникальный вклад в развитие современного американского романа».

Это и другие произведения мы обсуждаем в рамках литературного клуба "Аврора"


Recent Posts from This Journal

Comments

( 11 comments — Leave a comment )
captainmisson
Jan. 6th, 2019 06:23 pm (UTC)
>Русскому человеку понять столь жгучую ненависть белой расы к черной сложно.

Ну у нас же не было четырех веков трансатлантической работорговли! Одобрявшейся на протяжении, как минимум трех из них, не только правительствами, но и церковью!
alan_a_skaz
Jan. 7th, 2019 03:13 am (UTC)
У нас была работорговля собственными как-бы-соплеменниками в собственном отечестве.

Тоже весьма долго существовавшая (в России - до 1861г., в Штатах - до 1865г.), и одобрявшаяся не только правительствами, но и церковью. Церковь у нас имеет свойство одобрять все, что нравится власть имущим. Ибо несть власти, аще не от Бога, ага ;-)

И это объясняет забытую нынче многими не менее жгучую ненависть "низших сословий" к "высшим", как и наоборот.
captainmisson
Jan. 7th, 2019 07:59 am (UTC)
У нас она не носила расового характера, вообще-то. В посте идет речь именно о межрасовых отношениях.
Я уж не говорю про то, что раб на Западе и крепостной у нас "немного" отличались по положению.
alan_a_skaz
Jan. 8th, 2019 03:32 pm (UTC)
И насколько принципиальна разница между расовыми и сословными барьерами?
Психологически-то картина весьма сходная: жесткая эксплуатация одних другими, взаимное расчеловечивание сторон, доведение дела до инстинктивной, нерациональной, взаимной ненависти между этими сторонами.

У нас была не одна, а другая основа одного и того же рабства, одной и той же ненависти между рабами и рабовладельцами.
Что от этого меняется?
yurgita
Jan. 8th, 2019 04:26 pm (UTC)
Картина сходная, но не тождественная, именно эту мысль хотелось отразить. Так, дед Кристмаса называл ребенка постоянно "омерзением Господним". Тут подкрепленное религией восприятие одних людей другими как мерзостью, нелюдьми. В России церковь также защищала крепостничество, предписывала крестьянам повиновение, а господам - попечение об имуществе, включая крепостных. Но это не одно и то же.
alan_a_skaz
Jan. 8th, 2019 05:13 pm (UTC)
Я и не говорил о тождестве.
Я говорил о сходстве, почувствуйте разницу.
Однако, предыдущее заявление в духе "у нас не было НИЧЕГО подобного" - еще дальше от истины, чем даже воображаемое заявление о тождестве, и гораздо более.

Edited at 2019-01-08 05:15 pm (UTC)
yurgita
Jan. 8th, 2019 05:20 pm (UTC)
Об отрицании сходства здесь тоже не говорилось. А вы правда думаете, что мысль о сходстве рабства и крепостничества только вам приходит?)
alan_a_skaz
Jan. 8th, 2019 05:47 pm (UTC)
"А вы правда думаете, что мысль о сходстве рабства и крепостничества только вам приходит?)"

Конечно, неправда. Я в курсе, что этот велосипед был изобретен за пару столетий до моего рождения, или даже раньше - недалеко от введения крепостного права, пожалуй.

Но у нас слишком любят стыдливо замалчивать столь очевидные, казалось бы, выводы из реальных исторически фактов...
И приходится их снова и снова напоминать.
yurgita
Jan. 8th, 2019 06:20 pm (UTC)
Тоже верно
aalx
Jan. 10th, 2019 07:59 am (UTC)
извиняйте, что влезаю
Тенденции века нынешнего – мерзейшее отвращение «хозяев жизни» (олигархов и мажоров – «золотой молодёжи») к «быдлу», «нищебродам», «замкадышам» и т.п. Культивируется социальный расизм.
Независимо от этого культивируется и нацизм «казаков», «истинных мусульман», «верных христиан».
Сейчас, когда Навального сдули (денег не дали и завернули в тряпочку), раздувают «леваков» всякого вида. Надеясь на симпатии общества к «совку», хотят использовать провокаторов под красными тряпками для свержения «режыма» и раздербанивания «этой страны» на лоскуты.

А ненависть «замкадышей» к «мажорам» накалена такая, что каждый второй готов в расстрельные команды записаться...
sazhin64
May. 30th, 2019 12:25 pm (UTC)
С днем рождения!
( 11 comments — Leave a comment )

Profile

yurgita
Юргита

Latest Month

January 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel