?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В середине сентября 2014 года в Челябинске появилась весьма необычная металлическая скульптура. Человекообразный робот с обрубками рук и шестигранником вместо головы подписан именем «Венер» (Vener) и установлен возле здания главного управления архитектуры и градостроительства на улице Воровского. Постамент скульптуры стоит на плите с надписью «Россия».

Автор столь странной аллюзии на Венеру Милосскую — скульптор-металлист из Финляндии Камиль Сайфулин, сын скульптора и художника Рафаэля Сайфулина, эмигрировавшего из России в страну Суоми в 1992 году.

Отец и сын Сайфулины привезли в Челябинск не только «Венера», но и «Пролетария», сделанного из тракторной цепи. Кроме того, в следующем году планируется установить в Челябинске еще одну скульптуру Рафаэля Сайфулина - стилизованного верблюда.

То, что художественная ценность «Венера», мягко говоря, неоднозначна — очевидно. Однако интересно проследить за отзывами на скульптуру в местных СМИ и блогах.



Итак, начнем. Первая публикация о «Венере» появляется 14 сентября в ЖЖ vedmed1969. Блогер иронизирует не столько над скульптурой, сколько над местом установки:

«Мне кажется, что работа скульптора с простыми финскими именем-фамилией Камиль Сайфулин здесь вполне к месту, а особенно символизирует наших челябинских архитекторов и градостроителей отсутствие рук и маленькая шестигранная голова. Не обижайтесь, ребята, но так всё и есть :)»

DSC_0292.JPG

15 сентября о «Венере» пишут многие СМИ. Заголовки и содержание публикаций либо нейтральны, либо ироничны:

В заметках журналисты пишут, что жители восприняли новый объект искусства неоднозначно и придумывают «Венеру» различные клички.

Но вот у главы городской администрации Сергея Давыдова мнение иное. «Уралпресс» цитирует:

«Я сам еще близко к ней [скульптуре]не подходил, только из машины видел. Но люди говорят, что есть вопросы».

«Наверное, это не плохо, когда арт-объект вызывает какие-то размышления. Я так понял, что Сайфулин дал какие-то разъяснения специалистам. Если у челябинцев будет много вопросов, наверное, мы эти разъяснения обнародуем».

«Уверен, что эти работы, без всякого сомнения, европейского уровня, надеюсь, они станут украшением нашего города».

Обратим внимание на эти «наверное» и «надеюсь» в сочетании с «уверен, без всякого сомнения». Ох уж эти скульптуры, то ли есть с ними сомнения, то ли нет... Прямо как с установкой в 2011 году спорного памятника чехословацким легионерам. Напомню, тогда губернатор области Михаил Юревич сказал следующее: «Я, честно говоря, сам узнал об этом в Интернете. Видимо, муниципалитет дал разрешение. […] В такие мелочи, поверьте, я как губернатор просто не вмешиваюсь. Если муниципалитет решил установить этот памятник – да ради бога, пусть ставит памятники хоть кому».

Информационное агентство «Уралдейли», крайне критично относящееся к власти, в публикации от 16 сентября и вовсе называет «Венера» «символом дурного вкуса Сергея Давыдова» и возмущенно спрашивает «За что так с городом?»

Но вот, 17 сентября на официальном сайте администрации города появляется статья «Город труда глазами скульпторов». Из нее мы узнаем, что:

  • Авторы «стали победителями творческого конкурса «Челябинск город труда». Правда, поисковым системам о конкурсе ничего не известно;

  • «Эти философские работы высоко оценили профессионалы, но реакция простых горожан неоднозначна и вызывает вопросы, на которые ответили сами авторы». Беда с нами, челябинскими жителями. Опять недовольны — не ощущаем европейского уровня философских работ. Или философского уровня европейских работ?

  • По словам автора, «Венер – это собирательный образ рабочего человека. Главная идея композиции – сила и мощь, именно поэтому акцент сделан на торсе. Я пользовался трубами, шестернями, гайками, прутами чтобы как можно ярче выразить характер своего героя. У него есть даже сердце». Так вот он какой, челябинский рабочий! И даже сердце у него есть. А я-то думала, он примерно вот такой (Качальский С. Б. Горновой Борис Долгачев, 1980):

Горновой

В этот же день выходит заметка «Это не хлам!» на сайте «Первый областной». И здесь впервые упоминается о связи Венера и России.

Рафаэль Сайфулин:
«Венер — это олицетворение России. Россия — это мощь, сила. Это маленькая спорная скульптура, но в этой скульптуре есть ответ тем, кто считает, что Россия — слабая. Да, скульптура вызывает удивление, но это и хорошо. Городская скульптура должна заставить человека о чем-то думать. Нужны работы, которые философствуют».

19 сентября о «Венере» пишет сайт «Ураловед». Заметка не выделялась бы среди прочих, если бы не прямо-таки тревожный, острополитический финал:
«Отлить фигуру верблюда планируется в Милане, откуда его доставят на Южный Урал. Впрочем, с учетом растущих антизападных настроений и крепнущего с каждым днем железного занавеса, все еще может измениться.»

24 сентября сайт «Медиазавод» в разделе «Народная журналистика» публикует весьма критическую статью К. Ратникова «Венер? Кадавр!», где скульптура сравнивается с Троянским конем, и напоминается, что «нередко дарение осуществляется по принципу: вот тебе, боже, чего мне негоже».

Однако самая важная, на мой взгляд, из всех публикаций о «Венере» выходит на этом же сайте 25 сентября: «Какими должны быть памятники в Челябинске?»
Журналист Михаил Фонотов берет интервью у известного в городе историка и краеведа Владимира Боже. Речь в числе прочего идет и о «Венере», и здесь, впервые (!) в перечисленных публикациях, говорится о надписи «Россия» на скульптуре:

Владимир Боже: - Какой-то человек из Финляндии создает какую-то железную фигуру по имени Венер, у которой вместо головы гайка, и называет ее Россией.
Михаил Фонотов: - Владимир Стейгонович, вас эта штука раздражает?
В. Б.: - Почему раздражает? Ее надо поставить на нормальное место. И убрать надпись. Я не пойму, почему мы должны у себя дома ставить шарж на Россию.
М.Ф.: - Но, я думаю, что автор Венера своей композицией не сказал что-то внятное. Ведь должна «говорить» не надпись где-то внизу, у самого асфальта, а сама скульптура.
В.Б.: - А я думаю, что автор сказал так: вы, ребята, такие тупые, и не поймете, что это такое. А я вам сказал, что вы безрукие люди с повернутой головой, в которой ничего нет.

И здесь Владимиром Боже сказано самое главное: надписи «Россия» на подобных двусмысленных поделках — недопустимы! Особенно странно, что это «произведение» преподносится в качестве подарка гражданами другого государства. Ох, не зря автор из раздела «Народной журналистики» вспоминает Троянского коня...

Скульптуры на улицах и в парках города не должны ставиться бесцельно и бездумно — это художественные образы, символы, они должны учить прекрасному и гармоничному. Памятники на площадях — это преемственность истории, идеалы нашего народа. И люди это прекрасно понимают: так, 90% челябинцев отрицательно относятся к сносу памятников, поставленных предыдущими поколениями, и переименованию улиц, названных в честь героев нашей страны. Поэтому столь негативное восприятие челябинцами железного уродца вполне понятно. А вот тем, кто принимает решение об установке таких скульптур в городе — стоит задуматься.

Фото: А. Забачев.

Comments

( 39 comments — Leave a comment )
red_odysseus
Oct. 16th, 2014 04:46 am (UTC)
"Наверное, это не плохо, когда арт-объект вызывает какие-то размышления. "
А если вызывают раздражение?
yurgita
Oct. 16th, 2014 06:44 am (UTC)
Когда арт-объект вызывает размышления, это не плохо. Но.
Конкретно эта ерунда с надписью "Россия" (!), называемая "вот так я вижу челябинского рабочего человека" (!) ( - челябинского рабочего, который танкистом-добровольцем пошел на фронт, который в тылу танки делал, который и сейчас производит тонны металла и техники!) - это идеологический "троянский конь", приподнесенный в подарок (!) городу от граждан иностранного государства (!!). Это глум на самом деле над нашей страной и людьми. И это и люди понимают, может, не формулируя это так, но чувствуя. И журналисты понимают, глумясь даже в заголовках статей. Вот понимают ли те, кто с радостью это ставит на улице города и называет "европейским уровнем"?
(no subject) - donna_cherybina - Oct. 16th, 2014 03:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yurgita - Oct. 16th, 2014 04:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - donna_cherybina - Oct. 16th, 2014 07:26 pm (UTC) - Expand
eot74
Oct. 16th, 2014 08:29 am (UTC)
Давыдов недавно на радио Бизнес ФМ в интервью говорил о системе власти в городе, об ее правильном устройстве - как сейчас, в отличии от неправильного - когда мэра избирают. Мол, когда избран мэр и "...он начинает, я извиняюсь за выражение, чудить, то его в этом случае сложно отстранить... " А тут такое "чудачество"... Ей богу, вот на радио это говорил Давыдов. Как говорится за "базар" отвечать нужно. Если то что происходит не чудачество... То я не знаю тогда. Тогда это вредительство или идиотизм. Но тогда опять же зачем нам глава города ?
boxer_w
Oct. 16th, 2014 01:36 pm (UTC)
А что мне нравится, только место ему неправильно нашли, в общественном платном туалете как раз, там можно добавить и звуковое сопровождение, чтобы веселее было.
А надпись такая " Челябинцам от больших юмористов из страны Суоми".
yurgita
Oct. 16th, 2014 04:59 pm (UTC)
Если бы действительно это было подано в виде шутки и в уместном месте, то можно было бы просто посмеяться. И без надписи "Россия", конечно.
barbarrus
Oct. 16th, 2014 02:15 pm (UTC)
Неплохо. Поставить - на задворки.
rjadovoj_rus
Oct. 16th, 2014 02:16 pm (UTC)
Неужели не найдется кто-то, кто громко и публично крикнет: а король-то ГОЛЫЙ!

ПС. Так удобно: не умеешь делать реальные скульптуры. Вот и сварил из кусков железа какое-то уродство и объявил символом. И не надо ничего уметь!

Edited at 2014-10-16 02:17 pm (UTC)
yurgita
Oct. 16th, 2014 05:04 pm (UTC)
А я вот читаю ваш комментарий и думаю - а ведь действительно, как-то мы уже привыкли к такому вот "искусству". А ведь если вдуматься - на официальном сайте городской администрации это названо "философской работой". Это ли не больший абсурд, чем сама "скульптура"?
(no subject) - rjadovoj_rus - Oct. 16th, 2014 06:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - stroke_edge - Oct. 16th, 2014 06:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yurgita - Oct. 17th, 2014 04:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - stroke_edge - Oct. 17th, 2014 04:44 pm (UTC) - Expand
bav_eot
Oct. 16th, 2014 02:27 pm (UTC)
Сергей Давыдов пусть в огород себе этого терминатора ставит. Ворон пугать, что б клубнику не воровали...
yurgita
Oct. 16th, 2014 05:00 pm (UTC)
))))
SShitnick
Oct. 16th, 2014 02:38 pm (UTC)
Sshitnick
Дык я считаю сносить не надо, надо только конкурс объявить на смену надписи:
1) ситименеджер Давыдов
2) просто СИТИМЕНЕДЖЕР
3) губернатор Дубровский.

Ну и потом соответствующим образом его реконструировать.
Я даже не против чтобы с такой надписью это философское произведение европейского не побоюсь этого слова! искусства в центре города стояло.
opera_nt
Oct. 16th, 2014 03:48 pm (UTC)
Re: Sshitnick
Так и обозвать: Сайфулин, автоскульптура.
Re: Sshitnick - SShitnick - Oct. 16th, 2014 04:01 pm (UTC) - Expand
Re: Sshitnick - opera_nt - Oct. 16th, 2014 04:13 pm (UTC) - Expand
Re: Sshitnick - SShitnick - Oct. 16th, 2014 04:29 pm (UTC) - Expand
Re: Sshitnick - yurgita - Oct. 16th, 2014 05:05 pm (UTC) - Expand
raseyskiy
Oct. 16th, 2014 03:09 pm (UTC)
Да-а, скульптура выглядит безголовой, (не первый я заметил это), чуть присмотревшись начинаешь понимать что у неё и рук то почти нет. Действительно на какие ассоциации наводят размышления после созерцания данного опуса - мягко скажу: - Далеко от искусства.
yurgita
Oct. 16th, 2014 05:08 pm (UTC)
Венера Милосская тоже вот без рук, и ничего. А Ника Самофракийская без головы. А тут и без головы, и без рук - так уровень искусства еще выше! А вы ничо не поняли.
(no subject) - raseyskiy - Oct. 16th, 2014 05:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yurgita - Oct. 16th, 2014 05:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - raseyskiy - Oct. 16th, 2014 05:49 pm (UTC) - Expand
Аарон Пубкинд
Oct. 16th, 2014 04:01 pm (UTC)
Таковы уж традиции современного немецкого искусства.
Напомнило мне случай с уличной инсталляцией во Франкфурте не Майне, кажись. Поставили её, а на следующее утро она исчезла. Совсем. Потом оказалось, что это мусорщики прибрали улицу.

Или он недофинн?
"А какая разница?" Брат-2

Edited at 2014-10-16 04:03 pm (UTC)
yurgita
Oct. 16th, 2014 05:09 pm (UTC)
Re: Таковы уж традиции современного немецкого искусств
Да нет, почему. Камиль Сайфулин, потомственный финн)
00000019
Oct. 16th, 2014 05:39 pm (UTC)
Классная работа.
axlebox_2012
Oct. 17th, 2014 08:55 am (UTC)
Заберите её к себе домой и любуйтесь
(no subject) - 00000019 - Oct. 17th, 2014 09:38 am (UTC) - Expand
bav_eot
Oct. 16th, 2014 08:48 pm (UTC)
Однажды пионеры выйдут на сбор металлолома...
axlebox_2012
Oct. 17th, 2014 08:55 am (UTC)
"Эти философские работы высоко оценили профессионалы, но реакция простых горожан неоднозначна и вызывает вопросы, на которые ответили сами авторы" - опять нашей власти "народ не тот"??? У них ещё хватает совести об этом говорить? Повторю цитату: "реакция простых горожан <...> вызывает вопросы". То есть не эта идиотская "скульптура" вызывает вопросы у граждан, а РЕАКЦИЯ ГРАЖДАН на это вызывает вопросы. Открытым текстом, без зазрения совести власть объявляет, что "народ не тот"

А не пора ли общественности показать "слугам народа" их "шесток". Они приходят на время, а город остается навсегда с такими вот результатами, чтоб не сказать "продуктами", их деятельности. И они будут отравлять пространство города и оскорблять культурные запросы горожан ещё долго после их ухода.

Давно уже пора принять внятное законодательство об порядке установки памятников, топонимики в населенных пунктах России. В обсуждении установки тех или иных скульптур, изменении/внедрении топонимики должна участвовать широкая общественность населенного пункта. Это давно назревший вопрос.

Edited at 2014-10-17 09:04 am (UTC)
yurgita
Oct. 17th, 2014 04:08 pm (UTC)
Согласна с вами.
(no subject) - nur_xx - Oct. 18th, 2014 05:51 am (UTC) - Expand
ext_1989202
Oct. 26th, 2014 09:13 am (UTC)
So-called Sculpture
В скупке на пару тысяч потянет... Упиться можно.

Как это так - упустили провести разъяснительную работу среди местных бродяг?
Анастасия Гурьянова
Nov. 4th, 2014 03:24 am (UTC)
Анастасия
Художника обидеть может каждый!
Скульптура сама по-себе и удивительна и одиозна, и тут мнения могут быть совершенно полярными, НО!
Она не масштабна не по смыслу, не по форме, не по мощи нашему ПРОМЫШЛЕННОМУ городу!
Если ВЕНЕР, если символ человека труда, ну и пусть тогда шокирует монументальностью и силой, а это творение так, миниатюра, зарисовка...
И, если вникать в детали, то действительно, любой здравомыслящий рабочий может подумать - огромные плечи, могучий торс, но малюсенькое сердце и совсем уж никчемная голова, а о прочих человеческих достоинствах, совсем говорить нечего...Итог, плечи нашего рабочего - самое удобное и важное место, чтобы сесть на них и ехать!
Ну, а место выбрано действительно как нельзя лучше, просто железный плевок в сторону Главного Управления Архитектуры и Градостроительства г. Чедлябинска. Пусть и дальше молчат главный архитектор города и главный художник, они то каждый день мимо него на работу идут, может пора задуматься, остановиться и что-то изменить?!
( 39 comments — Leave a comment )

Profile

yurgita
Юргита

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel